Николай Малишевский: Медийное и организационное обеспечение интеграционных процессов

MalishevskiyМедийное и организационное обеспечение интеграционных процессов

Автор: Николай Николаевич Малишевский, кандидат политических наук (Гродно)

В статье рассматриваются структурно-организационный и информационно-смысловой инструментарий обеспечения интеграционных процессов на постсоветском пространстве.

Ключевые слова: интеграция, организационное обеспечение, масс-медиа, интеграционные процессы, смыслы, мировоззрение, идеи, «мягкая сила», гражданское общество, управление общественными процессами

The article deals with the problems of structurally-organizational and semantic toolkit of maintenance of integration processes on the post-soviet territory.

Keywords: integration, organizational maintenance, media, integration processes, senses, outlook, ideas, «soft power», civil society, management of public processes

Ценностно-мировоззренческая основа любого интеграционного проекта, определяющая его притягательность, жизнеспособность и перспективы, обеспечивается двумя основными инструментами: структурно-организационным и информационно-смысловым.

Эффективность интеграции/дезинтеграции социума – это производная от совокупности трёх факторов: 1) единой структуры; 2) единства идей; 3) единства действий.

Когда отсутствует осязаемая инфраструктура, а наличествуют интеллектуальные центры (НПО-NGO, институты, медиа), направляющие «атомам» гражданского общества одностороннюю безадресную информацию дабы усилить единство их индивидуальных действий и взглядов, у политических идей появляются реальные, а не фиктивные сторонники. Это инструментарий «мягкой силы», посредством которой западные специалисты проводят свою линию на постсоветском пространстве.

Например, в Беларуси европейцы и американцы работают не с конкретными структурами и лицами, а с общественным мнением, формируя его с помощью этих лиц и структур. Не зацикливаясь на персоналиях оппозиционеров, Запад вкладывает в переделку мировоззрения, а не производственных фондов. Это более рационально, экономично и эффективно. Россия вкладывает миллиарды в белорусскую экономику, Запад просто «промывает мозги», дробит постсоветское пространство на подконтрольные ему атомы и получает всё необходимое (Беларусь пока отчасти спасает что идентификация, навязываемая населению, слишком искусственна, нарочита и надумана).

Структурно-организационный аспект

В сфере общественных объединений сосредоточена огромная энергия общества, особенно интеллигенции и молодёжи. Поэтому работа в общественном секторе должна вестись на серьезном уровне и соответствующим инструментарием, сочетающим административные и общественные методы.

При этом в административной сфере следует:

– внести ясность в приоритеты работы соответствующих структур, отказавшись от отождествления «флага» с дипбюрократией;

– сделать деятельность этих структур максимально прозрачной, подотчётной общественности;

– кардинально повысить ответственность за выполнение чиновниками их функций.

В общественной сфере самореализация актива возрастёт при наличии:

–организационной поддержки (юрадреса для регистрации, офис или помещение, экспертное сопровождение проектов, координация деятельности между собой и на международном уровне);

– медийной поддержки (выход на массовую аудиторию, профессионально поддерживаемый сайт в «кольце» аналогичных ресурсов);

– правовой защиты (юрподдержка в конфликтных ситуациях, договор об оказании правовой помощи).

Фактор финансовой поддержки общественных инициатив важен, но вторичен, поскольку зачастую лоббируется с целью «распила» выделяемых средств. В итоге возникает коррупционная почва, благодатная для злоупотреблений как со стороны чиновников, так и аффилированных с ними псевдообщественных организаций. Таким образом дискредитируется сама идея, а средства зачастую не просто «пилятся», но и используются против тех, кем выделяются.

Проблемы деятельности общественных организаций, выступающих за интеграцию обусловлены, с одной стороны, особенностями политической системы, с другой – зависимостью от помощи извне в силу некоммерческого характера деятельности. Поэтому оценка состояния в этой сфере должна опираться на:

– качественные, а не количественные характеристики;

– реальную результативность по оценкам общественной экспертизы, а не формальную отчётность.

Необходим «пул» экспертов, способных выступать в качестве «лидеров мнений» в регионах и в то же время обеспечивать экспертное сопровождение проектов общесоюзного значения. Способствовать его созданию могут:

– расширение географии общественно значимых мероприятий и форумов;

– формирование общей системы образования (создание институтов, интеллектуальных центров), не позволяющей атомизировать и отдавать в ведение западных NGO социо-культурное и научно-интеллектуальное пространство СНГ;

– работа с учащейся молодежью посредством студенческих конференций, конкурсов, обеспечения учреждений образования информацией о перспективах и преимуществах интеграции.

Целесообразно также использовать потенциал национальных общин и диаспор, которые могли бы стать значительным инструментом интенсификации политических контактов и расширения интеграционных процессов.

Информационно-смысловой аспект

В смысловой сфере интеграционная идея надконфессиональна и наднациональна – это единство во множестве. В организационной – это целостность многополярной интеграции, собирание и экономическое возрождение растащенного по сторонам и дробимого на атомы пространства. Как это действует?

При размытых, а зачастую отсутствующих структурах, наличие единства взглядов, идей и настроений всегда способно мобилизовать единомышленников. Сами же эти «атомы» между собой могут быть и не связаны. Они сигнализируют другим «атомам» о своём существовании безструктурно и безадресно. Например, распространяя информацию, символику, посредством живого общения и т.д. Как это делают популярные блоггеры или интернет-активисты в социальных сетях и популярных форумах.

Культивация необходимых настроений извне должна быть направлена на т.н. культурное ядро – элитарную, а не массовую интеллигенцию. Людей, чей интеллектуально-образовательный потенциал превосходит возможности государства. Для которых проблема – не отсутствие способностей и энергии, а невозможность реализовать их на практике (прежде всего из-за диктата номенклатурной этнократии с её национализмом, клановостью и бюрократией).

Именно эти люди налаживают на «атомарном» уровне информационно-пропагандистский поток публикаций, дискуссий, разговоров, зачастую бесконечно твердящих и повторяющих одно и то же и в совокупности образующих одно длительное усилие. Из него, в свою очередь, рождается достаточно однородная коллективная воля, способная инициировать действия. Ориентирующаяся на таких малочисленных интеллектуалов массовая интеллигенция увлечённо внедряет в сознание публики соответствующие оценки.

Информационный поток достаточной мощности, оформляя стремления и чаяния массы, заставляет её звучать как хорошо настроенный оркестр без дирижёра. Именно так, обходясь минимумом организационного начала, можно добиться накопления политического потенциала.

По мере количественного наращивания «атомов», самые активные перестают пассивно принимать извне безадресную информацию. Налаживается обратная связь, создаётся каркас структурированных организаций. Ключ к успеху таких «организаций без организации» – элементарная солидарность единомышленников, готовность их искать то, что не разъединяет, а объединяет людей. Насыщение социума такими «атомами»:

– изменяет психологический климат в обществе;

– вселяет веру в собственные силы.

В медийном плане интеграционному проекту может помочь появление своего тематического телеканала, радиостанции и интернет-сайтов, адресно работающих с определёнными сегментами общества на региональном и общесоюзном уровне, с целью донесения до каждого простой и понятной информации о том, какую пользу получит от интеграции: а) общество; б) лично и конкретно он и его семья (новое качество жизни, свободу передвижения на огромной территории, дешёвый свет и газ, больше социальной справедливости и меньше чиновников, прочие преимущества).

В целом для обеспечения интеграционных процессов на постсоветском пространстве необходимо создание на постоянной основе действенной упредительной системы управления общественными процессами, которая должна:

– создаваться в форме симбиоза государственных структур и общественных организаций, мягко вписывающихся в гущу общественной жизни;

– регулярно проводить форумы, аккумулирующие и направляющие общественную энергию;

– быть задействована во всех общественно значимых событиях («круглые столы», конференции, обсуждения, дискуссии, памятные даты и тому подобное);

– планировать и осуществлять свой событийный ряд, реализовывать собственные проекты, создавать информационные поводы, которые будут восприняты населением.

Нельзя ограничиваться в этой работе только силами подконтрольных ведомств. Следует расширять спектр позитивных общественных организаций, от культурологических до национальных, в том числе, интеллектуального плана.

Однако приоритет должен принадлежать не организационной, а информационной составляющей, поскольку любой интеграционный проект – это, прежде всего, взаимодействие информационно-коммуникационных пространств и выработка общей ценностно-мировоззренческой основы и точки зрения на ключевых направлениях:

– формирования целостного позитивного восприятия интеграции и участвующих в ней сторон, прежде всего России, как «неформального стержня»;

– противодействия дискредитирующему мифотворчеству и антироссийским информационным кампаниям в медиа, поскольку восприятие интеграционных проектов большинством населения постсоветских республик происходит именно через призму восприятия образа России.

Необходимо мягко перехватить стратегическую инициативу в сфере построения гражданского общества, а не отдавать эту сферу в безраздельное ведение Запада и взращиваемой им оппозиции. Инструментарий гражданского общества должен работать на интеграцию, а не дробление/атомизацию постсоветского пространства.

Оставить комментарий