В ОБСЕ представили доклад о противоправных действиях Литвы в отношении российских экспертов

semenov2709Текст доклада «Противоправные действия Литвы в отношении российских экспертов», представленного политическим аналитиком CIS-EMO Алексеем Семеновым 27 сентября 2016 г. на Ежегодном совещании БДИПЧ ОБСЕ (Human Dimension Implementation Meeting 2016) в Варшаве.

Литовские власти целенаправленно препятствуют деятельности экспертов, не имеющих к Литве никакого отношения, однако критически настроенных к некоторым аспектам внешней политики этой страны.

В октябре 2015 г. президент Фонда развития институтов гражданского общества «Народная дипломатия» Алексей Кочетков прилетел в Варшаву по личным делам. В аэропорту он был задержан, провел сутки в полицейском участке без еды и допуска представителей российского консульства, после чего его Шенгенская виза была аннулирована. Кочеткову объяснили, что Литва издала запрет на посещение им стран зоны Шенгена, поскольку он «представляет угрозу для безопасности литовского государства». После суток пребывания в полиции россиянин был посажен на рейс до Москвы.

17 февраля 2016 г. политический аналитик Международной мониторинговой организации CIS-EMO Станислав Бышок прибыл в парижский аэропорт «Шарль де Голль» для участия в двух международных конференциях, назначенных на следующий день. Первую организовывала Ассоциация независимых журналистов за мир (Assoziation Journalisten im Kampf  um den Freiden e.V.), вторую проводил парижский Институт политических исследований (Sciences Po). На обоих мероприятиях Бышок планировал говорить о современном украинском национализме и о нарушениях прав человека в постмайданной Украине. Однако на паспортном контроле российский эксперт был задержан и отведен в полицейский участок, где он пробыл шесть часов. Иммиграционный офицер объяснил, что Литвой был издан документ, который запрещает Бышку посещать страны Шенгенской зоны «при условии, что у него нет там вида на жительство». Офицер добавил, что впервые видит такой запрет и что у самой Франции нет к Бышку никаких претензий, т.к. его виза в порядке. Но, поскольку страна находится в зоне Шенгена и подчиняется общим для всех законам, французская сторона была обязана посадить Бышка на рейс до Москвы.

lith1Внимание Литвы к двум российским экспертам можно объяснить тем, что Бышок и Кочетков написали и издали серию книг, видео и экспертных докладов, посвященных украинскому кризису. Они указывали на ряд негативных аспектов в действиях структур ЕС, которые вызвали политический кризис, вылившийся в военное противостояние с тысячами жертв. Кроме того, они привлекали внимание к роли радикальных украинских националистов в событиях Евромайдана. Эксперты активно представляли свои работы на международных площадках в Афинах, Берлине, Брюсселе, Париже, Варшаве и Вене.

Эти работы, основанные исключительно на верифицируемых источниках и открытых данных, привлекали внимание общественности и журналистов, однако противоречили позиции лоббистов украинской евроинтеграции, главным из которых является Литва и ее президент.

Чтобы воспрепятствовать деятельности неугодных экспертов, Литва закрыла им въезд на территорию Шенгена. Эти действия выглядят политически мотивированными, поскольку никаких законных поводов для этого у Литвы не было.

Отметим, что это не первый подобный случай: ранее Литвой был запрещен въезд ряду российских политологов, журналистов и артистов. Находясь в Шенгене, Литва формально не обязана объяснять другим странам зоны свою мотивацию при внесении того или иного человека в общий «черный список», однако очевидно, что Литва злоупотребляет этим правом.

Действия литовских властей грубо нарушают целый ряд основополагающих документов, гарантирующих свободу слова. В частности, такие как:

dsc_0054Всеобщая декларация прав человека ООН (1948)

Ст. 19

Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ.

Документ Копенгагенского совещания по человеческому измерению СБСЕ (1990)

Ст. 9.1

Каждый человек имеет право на свободу выражения своего мнения, включая право на общение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и получать и распространять информацию и идеи без вмешательства со стороны государственных властей и независимо от государственных границ.

Ст. 10.1

[Государства-участники обязаны] уважать право каждого самостоятельно или совместно с другими запрашивать, получать и передавать свободно мнения и информацию о правах человека и основных свободах, включая право распространять и публиковать такие мнения и информацию.

Ст. 19

Государства-участники подтверждают, что более свободное передвижение и контакты между их гражданами имеют важное значение в контексте защиты и развития прав человека и основных свобод. Они будут обеспечивать, чтобы их политика в отношении въезда на их территории в полной мере соответствовала целям, изложенным в соответствующих положениях Заключительного акта, мадридского Итогового документа и венского Итогового документа. Подтверждая свою решимость не отступать от обязательств, содержащихся в документах СБСЕ, они обязуются полностью выполнять и совершенствовать нынешние обязательства в области контактов между людьми, в том числе на двусторонней и многосторонней основе.

Хартия Европейского союза об основных правах (2000)

Ст. 11. Свобода выражения мнений и свобода информации

1. Каждый человек имеет право на свободу выражения мнений. Данное право включает в себя свободу придерживаться собственных взглядов и свободу получать или распространять информацию и идеи без вмешательства со стороны публичных властей и вне зависимости от государственных границ.

2. Обеспечиваются свобода и плюрализм массовой информации.

Одна из главных проблем в текущих отношениях ЕС и России – это отсутствие диалога. Есть лишь единичные контакты на высшем уровне и взаимные обвинения в мейнстримовых СМИ обеих стран. Решению этой проблемы могло бы поспособствовать налаживание диалога на уровне институтов гражданского общества. В этом контексте деятельность международных экспертов как раз и могла бы стать примером уважительного диалога на уровне НПО России и европейских стран, прежде всего Германии, Франции, Австрии и Польши.

Однако позиция Литвы препятствуют этому, тем самым закрывая возможность восстановления профессиональных контактов между представителями экспертных сообществ. Складывается впечатление, что официальный Вильнюс своими запретительными действиями демонстрирует свою незаинтересованность в нормализации отношений ЕС и России. Вряд ли такая позиция отражает долгосрочные интересы ЕС.

Доклад политического аналитика CIS-EMO Алексея Семенова, «Противоправные действия Литвы в отношении российских экспертов», опубликован на сайте ОБСЕ.

Доклад доступен на русском и английском языках.

Источник: CIS-EMO

Оставить комментарий