Союзное государство России и Белоруссии как основа общерусской интеграции

img_2466

После создания в 2015 году Евразийского экономического союза (ЕАЭС) возник вопрос о целесообразности существования такого интеграционного объединения, как Союзное государство России и Белоруссии. Официозный аргумент в пользу сохранения Союзного государства состоит в том, что это якобы «наиболее продвинутая форма интеграции».

В чём заключается эта «продвинутость» – непонятно. Вступивший ещё в 2000 году Договор о создании Союзного государства до сих пор остаётся нереализованным в основных своих положениях: у России и Белоруссии нет единой валюты, единого гражданства, выборного союзного парламента и Конституционного Акта. Однако Союзное государство, с нашей точки зрения, всё-таки является крайне важным проектом, и оно не должно раствориться в евразийской интеграции.

Прежде всего следует отметить, что в рамках ЕАЭС Белоруссия и, к примеру, Киргизия, имеют в отношениях с Россией одинаковый статус. При этом для российских граждан интеграция с Белоруссией гораздо более значима, нежели с Киргизией. Нельзя не учитывать, что в сознании подавляющего большинства россиян гражданин Белоруссии является соотечественником, а уроженец Средней Азии – иностранцем, которому должен быть закрыт путь в Россию без визы. В белорусском обществе также есть запрос на интеграцию с братской Великороссией, но не с инокультурной Азией. Очевидно, что этнокультурная общность великорусов и белорусов должна быть облечена в особую политическую форму, которой вполне может стать Союзное государство.

Однако на сегодняшний день в деле союзного строительства имеется масса проблем. Помимо того, что не реализованы основные положения Договора о создании Союзного государства, российско-белорусской интеграции остро недостаёт прочной идейной основы. Интеллектуальные элиты двух государств до сих пор не дали чёткого, исторически обоснованного ответа на вопрос, почему Россия и Белоруссия должны объединиться в Союзное государство. Обычно в контексте российско-белорусской интеграции говорят об экономическом и военном взаимодействии двух государств, однако без идеологической составляющей любое интеграционное объединение будет непрочным.

Мы разделяем точку зрения ведущего научного сотрудника Российского института стратегических исследований О.Б. Неменского, который предлагает сделать идеологией Союзного государства панрусизм, постулирующий общерусское (восточнославянское) единство и придающий российско-белорусскому союзу русское идентитарное измерение[1]. Согласно данной идеологии, РФ и РБ объединяются в Союзное государство, потому что великорусы и белорусы – части единого русского народа.

Конечной целью общерусской интеграции должно быть создание прочного конфедеративного образования, имеющего свою конституцию, выборные органы власти, гражданство и валюту. Исходя из идеологии панрусизма, к Союзному государству могли бы присоединиться Украина (или те государственные образования, которые были провозглашены на территории исторической Новороссии) и Приднестровье. После полноценной реализации проекта Союзного государства созданную конфедерацию можно было бы переименовать в Российский союз (именно так в 1990 году А.И. Солженицын предлагал назвать объединение трёх восточнославянских республик).

Как представляется, в актуализации проекта Союзного государства и наполнении его идейным содержанием ведущую роль должны сыграть представители гражданского общества России и Белоруссии, заинтересованные в поступательном развитии российско-белорусской и в целом общерусской интеграции.

[1] Неменский О.Б. Союзное государство России и Белоруссии как не-евразийский интеграционный проект // Агентство политических новостей. URL: http://www.apn.ru/publications/article28400.htm

Автор: Кирилл Аверьянов-Минский 

Выступление на семинаре-совещании «Гражданский диалог, народная дипломатия и побратимские связи, как основной ресурс развития интеграционных процессов, двустороннего и многостороннего сотрудничества на постсоветском пространстве» 

Оставить комментарий