Кочетков: российская экономическая помощь странам ОДКБ должна быть связана с встречными политическими шагами

«Роль единственной военно-политической организации на пространстве СНГ и роль парламентов стран его участниц будет расти», – констатировали участники «круглого стола» в пресс-центре «Парламентской газеты», обсуждая перспективы и проблемы сотрудничества стран организации.

Напомним, что на прошедшем 24 ноября в Санкт-Петербурге пленарном заседании Парламентской ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности (ПА ОДКБ) её председателем был избран спикер Госдумы Вячеслав Володин. Среди задач ассамблеи он отметил переход от гармонизации к унификации законодательств, формирование единого правового пространства в сфере обороны и безопасности на всей территории ОДКБ, эффективное парламентское реагирование на кризисные ситуации в ОДКБ и за его пределами.

Безопасность нуждается в правовых инструментах

– Предназначение парламентской составляющей ОДКБ состоит в том, что странам организации необходимо единое правовое пространство в сфере обеспечения безопасности, включая борьбу с терроризмом и наркотрафиком, – рассказывает заместитель председателя Комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Виктор Водолацкий. Единое правовое пространство и создание модельных законов в этой области он считает главным направлением работы парламентов стран – участниц ОДКБ. Депутат напомнил, как пример, ратификацию Соглашения стран о сотрудничестве государств в области перевозок воинских и других формирований, их движимого имущества, а также продукции военного назначения, подписанного в Душанбе 15 сентября 2015 года. Соглашение необходимо для организации военных перевозок, которые можно будет осуществлять без многочисленных согласований в чётких правовых рамках. «Мы надеемся, что вскоре к числу шести государств – участников объединения – добавится Узбекистан», – отметил Водолацкий.

Начальник управления информационных программ Секретариата ОДКБ Владимир Никишин полагает: «Уникальность организации в том, что она обладает всем необходимым набором инструментов для обеспечения безопасности: от собственного военного потенциала (национальные вооружённые силы, силы оперативного реагирования, миротворческие силы) до политических рычагов». Да, существуют разные оценки деятельности ОДКБ. Кто-то считает её недостаточно жёсткой структурой, ряд критиков упрекают её в том, что цель организации – сохранить доминирование России на постсоветском пространстве. Однако эксперт уверен, что сегодня альтернативы организации в плане обеспечения безопасности на постсоветском пространстве, и особенно в регионе Центральной Азии, нет.

Директор Международного института новейших государств Алексей Мартынов считает, что идеология интеграции – это безопасное устойчивое развитие стран. «А эту безопасность сегодня обеспечивает именно ОДКБ», – отметил политолог. Он напомнил, что Узбекистан уже был членом ОДКБ, однако вышел из организации. Но сейчас, с избранием президентом страны Шавката Мерзиёева, сотрудничество с организацией получит «положительную динамику». Действительно, при самом беглом взгляде на карту видно, что именно участие Узбекистана позволит замкнуть контур безопасности на юге СНГ.

Информационные вызовы имеют место

В ходе «круглого стола» его участники уделили внимание и информационно-политическим угрозам ОДКБ. «Все государства ОДКБ, кроме РФ, сформировались как национальные государства. И они не считают распад СССР катастрофой и рассматривают его вполне позитивно с точки зрения обретения ими независимости», – считает заместитель директора Центра украинистики и белорусистики МГУ Богдан Безпалько. И эта «советобоязнь», вместе с желанием выторговать у России какие-либо экономические блага, порождает противоречия внутри ОДКБ, полагает он. Он констатировал отсутствие у стран ОДКБ единой внешней политики, что продемонстрировало украинский кризис, а ранее – события 2008 года вокруг Южной Осетии.

«Мы видим, какая серьёзная и планомерная антироссийская работа ведётся в странах ОДКБ по дискредитации российского руководства и внешнеполитического курса», – полагает российский политолог и публицист, президент Фонда развития институтов гражданского общества «Народная дипломатия» Алексей Кочетков. В странах Средней Азии и даже в Белоруссии немало случаев латентных, а иногда и неприкрытых антироссийских настроений, которые не находят должного ответа у властей. Алексей Кочетков видит очень большое различие интересов у России и других стран ОДКБ в информационно-пропагандистской сфере. Он призывает связывать оказываемую Россией экономическую помощь с какими-то шагами во внутренней пропаганде в этих странах.

«Мы работаем по вопросам и информационно-технологической безопасности и информационной политики. Каждый год компетентные органы стран ОДКБ прекращают работу сотен ресурсов, которые ведут работу на подрыв стабильности и безопасности государств», – утверждает Владимир Никишин. Что касается работы в медиасфере, если это не связано с противодействием прямому криминалу, то она находится пока в «начальном состоянии». Внутренние и весьма серьёзные разногласия и особенности общественного мнения есть и в НАТО, и в Евросоюзе, и в иных межгосударственных объединениях, но ОДКБ для того и существует, чтобы сближать позиции.

15 мая 1992 года в Ташкенте главы Армении, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана подписали Договор о коллективной безопасности. К моменту вступления договора в силу в 1994 году ОДКБ насчитывал 9 стран. К нему в 1993 присоединились году Азербайджан, Белоруссия и Грузия. В последующие годы в силу разных причин из договора вышли Азербайджан, Грузия и Узбекистан. Сегодня в ОДКБ – 6 стран: Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизии, России, Таджикистан. Высший орган – Совет коллективной безопасности (СКБ ОДКБ), в который входят главы государств. Генеральный секретарь организации с апреля 2003 года – Николай Бордюжа.

На девятом пленарном заседании Парламентской ассамблеи ОДКБ 24 ноября в Санкт-Петербурге Постоянная комиссия ассамблеи по вопросам обороны и безопасности внесла пять проектов документов, направленных на совершенствование и гармонизацию законодательств государств. Они касаются реагирования на кризисные ситуации, подготовки кадров по направлению «Безопасность в чрезвычайных ситуациях», обеспечения противодействия технологическому терроризму, контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, нормативного правового обеспечения противодействия коррупции, а также совершенствования национальных законодательств в сфере пенсионного обеспечения трудовой миграции.

Источник: Парламентская газета

Оставить комментарий