Малишевский: Масс-медиа в процессах интеграции и дезинтеграции постсоветского пространства

[Доклад прочитан на международном молодёжном форуме «Общее культурное наследие России и Белоруссии», прошедшем в Смоленске 24 апреля 2017 г.]

Ценностно-мировоззренческая основа Евразийского интеграционного проекта, определяющая его притягательность, жизнеспособность и перспективы включает два аспекта: структурно-организационный и информационно-смысловой.

Эффективность интеграции/дезинтеграции социума – это производная от совокупности трех факторов: 1) единой структуры; 2) единства идей; 3) единства действий.

Однако эффективность не всегда равна умножению структуры на идеи и действия. В определенных условиях появление разветвленной структуры даже сетевого типа, с разделением функций, системой подчинения, координации и связи невозможна.

Но, поскольку наращивая действия и идейную компоненту, можно свести структуры к минимуму, тем самым максимально обезопасив их функционирование, структурная компонента не так важна, если есть единство целей и действий единиц – индивидов или НПО-NGO (назовем их «атомами» гражданского общества в честь так сказать столпа либерализма, античного философа-индивидуалиста и «отца современной науки» Демокрита, первым разделившего пространство на атомы, а общество – на индивидуумов).

Когда отсутствует осязаемая инфраструктура, а наличествуют интеллектуальные центры (НПО-NGO, институты, медиа), направляющие «атомам» гражданского общества одностороннюю безадресную информацию дабы усилить единство их индивидуальных действий и взглядов, у политических идей появляются реальные, а не фиктивные сторонники. Это инструментарий «мягкой силы», посредством которой западные специалисты проводят свою линию на постсоветском пространстве.

Например, в Белоруссии европейцы и американцы работают не с конкретными структурами и лицами, а с общественным мнением, формируя его с помощью этих лиц и структур. Не зацикливаясь на персоналиях оппозиционеров, Запад вкладывает в переделку мировоззрения, а не производственных фондов. Это более рационально, экономично и эффективно. Россия вкладывает миллиарды в белорусскую экономику, Запад просто «промывает мозги», дробит постсоветское пространство на подконтрольные ему атомы и получает все необходимое (Беларусь пока отчасти спасает, что идентификация, навязываемая населению слишком искусственна, нарочита и надумана).

Структурно-организационный аспект

В сфере общественных объединений сосредоточена огромная энергия общества, особенно интеллигенции и молодежи. Поэтому работа в общественном секторе должна вестись на серьезном уровне и соответствующим инструментарием, сочетающим административные и общественные методы.

При этом в административной сфере следует:

• внести ясность в приоритеты работы соответствующих структур, отказавшись от отождествления «флага» с дипбюрократией,
• сделать деятельность этих структур максимально прозрачной, подотчётной общественности,
• кардинально повысить ответственность за выполнение чиновниками их функций.

В общественной сфере самореализация актива возрастет при наличии:
• организационной поддержки (юрадреса для регистрации, офис или помещение, экспертное сопровождение проектов, координация деятельности между собой и на международном уровне),
• медийной поддержки (выход на массовую аудиторию, профессионально поддерживаемый сайт в «кольце» аналогичных ресурсов),
• правовой защиты (юрподдержка в конфликтных ситуациях, договор об оказании правовой помощи).

Фактор финансовой поддержки общественных инициатив важен, но вторичен, поскольку зачастую лоббируется с целью «распила» выделяемых средств. В итоге возникает коррупционная почва благодатная для злоупотреблений как со стороны чиновников, так и аффилированных с ними псевдообщественных организаций. Таким образом дискредитируется сама идея, а средства зачастую не просто «пилятся», но и используются против тех, кем выделяются.

Проблемы деятельности общественных организаций, выступающих за интеграцию евразийского пространства обусловлены с одной стороны, особенностями политической системы, с другой – зависимостью от помощи извне – в силу некоммерческого характера деятельности. Поэтому оценка состояния в этой сфере должна опираться на:
• качественные, а не количественные характеристики,
• реальную результативность по оценкам общественной экспертизы, а не формальную отчётность.

Соответственно, интеграции необходим «пул» экспертов способных выступать в качестве «лидеров мнений» в регионах и в то же время обеспечивать экспертное сопровождение проектов общесоюзного значения.

Способствовать его созданию могут:
• расширение географии общественно значимых мероприятий и форумов;
• формирование общей системы образования (создание институтов, интеллектуальных центров), не позволяющей атомизировать и отдавать в ведение западных NGO социо-культурное и научно-интеллектуальное пространство СНГ;
• работа с учащейся молодежью посредством студенческих конференций, конкурсов, обеспечения учреждений образования информацией о перспективах и преимуществах интеграции.

Целесообразно также использовать потенциал национальных общин и диаспор, которые могли бы стать значительным инструментом интенсификации политических контактов и расширения интеграционных процессов.

Информационно-смысловой аспект

В смысловой сфере идея интеграции надконфессиональна и наднациональна – это единство во множестве. В организационной – это целостность многополярной интеграции, собирание и экономическое возрождение растащенного по сторонам и дробимого на атомы пространства.

В медийном плане интеграционному проекту может помочь появление своего тематического телеканала, радиостанции и интернет-сайтов, адресно работающих с определенными сегментами общества на региональном и общесоюзном уровне, с целью донесения до каждого простой и понятной информации о том, какую пользу получит от интеграции:
• общество (например, ежегодная выгода России и Казахстана – 25 миллиардный товарооборот и 30%-й рост торговли, Беларуси – 6-9 миллиардов прямых и косвенных поступлений в бюджет и т.д.);
• лично и конкретно он и его семья (новое качество жизни, свободу передвижения на огромной территории, дешевый свет и газ, больше социальной справедливости и меньше чиновников, прочие преимущества).

В целом для обеспечения интеграционных процессов на постсоветском пространстве необходо создание на постоянной основе действенной упредительной системы управления общественными процессами, которая должна:
• создаваться в форме симбиоза государственных структур и общественных организаций, мягко вписывающихся в гущу общественной жизни;
• регулярно проводить форумы, аккумулирующие и направляющие общественную энергию;
• быть задействована во всех общественно значимых событиях («круглые столы», конференции, обсуждения, дискуссии, памятные даты и тому подобное);
• планировать и осуществлять свой событийный ряд, реализовывать собственные проекты, создавать информационные поводы, которые будут восприняты населением.

Нельзя ограничиваться в этой работе только силами подконтрольных ведомств. Следует расширять спектр позитивных общественных организаций, от культурологических до национальных, в том числе, интеллектуального плана.

Однако ПРИОРИТЕТ ДОЛЖЕН ПРИНАДЛЕЖАТЬ НЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ, А ИНФОРМАЦИОННОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ, поскольку любой интеграционный проект – это, прежде всего, взаимодействие информационно-коммуникационных пространств и выработка общей ценностно-мировоззренческой основы и точки зрения на ключевых направлениях:
• формирования целостного позитивного восприятия евразийской интеграции и участвующих в ней сторон, прежде всего России, как «неформального стержня»;
• противодействия дискредитирующему мифотворчеству и антироссийским информационным кампаниям в медиа, поскольку восприятие интеграционных проектов большинством населения постсоветских республик происходит именно через призму восприятия образа России.

Необходимо мягко перехватить стратегическую инициативу в сфере построения гражданского общества, а не отдавать эту сферу в безраздельное ведение Запада и взращиваемой им оппозиции. Инструментарий гражданского общества должен работать на интеграцию, а не дробление/атомизацию постсоветского пространства!

Николай Николаевич Малишевский, кандидат политических наук, публицист (Минск)

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 №68-рпи на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи».

Оставить комментарий