Новеллы законодательства о выборах Президента Мадагаскара 2018 года

В аналитический обзор включены два законопроекта:

  • Projet de Loi organique n° 06/2018 du 21 février 2018 relative à l’élection du Président de la République;
  • Projet de Loi organique n° 05/2018 du 21 février 2018 relative au régime général des élections et des référendums.

Общие условия. Возраст избирателей 18+. Дата выборов определяется в диапазоне 30 — 60 дней до истечения срока действия мандата действующего Президента. Они признаются состоявшимися в первом туре, если победитель набрал абсолютное большинство голосов (50% + 1 голос). Если ни один из кандидатов не набрал абсолютного большинства, президент избирается во втором туре относительным большинством голосов из двух кандидатов, которые получили наибольшее количество голосов в первом туре. Второй тур голосования проводится в течение 30 дней после официального объявления Высшим конституционным судом результатов голосования в первом туре. Действующий президент, повторно баллотирующийся на пост президента, обязан уйти в отставку за 60 дней до дня голосования. После согласования проекта календаря выборов, представленного Национальной независимой избирательной комиссией, постановление об извещении избирателей принимается Советом правительства не позднее, чем за 90 дней до даты первого тура голосования и доводится до сведения избирателей всеми СМИ. Постановление должно быть опубликовано в официальном издании Республики Мадагаскар.

Перед первым туром голосования только Высший конституционный суд устанавливает своим решением факт смерти или форс-мажорного выбытия одного из кандидатов. Суд просит политическую партию, коалицию политических партий или избранных должностных лиц, которые выдвинули или спонсировали выбывшего кандидата в течение 15 дней представить новую кандидатуру. Если перед вторым туром голосования один из двух кандидатов умирает или не способен далее участвовать в выборах, Высший конституционный суд заменяет выбывшего на того, кто занял третье место по итогам первого тура выборов и уведомляет правительство, которое в течение 48 часов издает постановление о переносе даты голосования. В других форс-мажорных случаях Высший конституционный суд, установив данный факт, также принимает свое решение. Суд незамедлительно уведомляет правительство, которое в течение 48 часов издает постановление о переносе даты выборов (перенос даты выборов возможен на срок не более 30 дней).

«Фильтр». Кандидат на пост президента должен быть выдвинут официально зарегистрированной политической партией или официально зарегистрированной коалицией политических партий, либо выдвинут списком из 150 избранных членов Сената, Национальной ассамблеи, советов коммун, советов муниципалитетов, советов регионов и советов провинций, мэров, глав регионов и глав провинций, входящих в состав не менее трех провинций. Лица, замещающие государственные должности, за исключением членов Сената, не имеют права содействовать процедуре выдвижения. Политическая партия или коалиция политических партий не могут выдвигать больше одной кандидатуры.

Выдвижение кандидата.

Требования:

— соответствовать требованиям законов и нормативных актов о регистрации списков избирателей и обосновать правомерность своего включения в этот список;

— исполнить все налоговые обязательства и уплатить налоги и пошлины;

— не быть осужденным за преступления или правонарушения, решением суда, вступившим в законную силу;

— обнародовать декларацию об имуществе

Кандидат подает заявление с личной подписью, заверенной уполномоченным лицом администрации, он также обязан сделать взнос за изготовление избирательных бюллетеней в специальный депозитный фонд, размер которого установлен постановлением совета правительства по предложению Независимой национальной избирательной комиссии (выдается расписка с подписью уполномоченного лица фонда). Кандидату, который наберет не менее 10% голосов по результатам первого тура, вклад возмещается.

К заявлению кандидата прилагаются следующие документы:

— полная копия свидетельства о рождении или заверенная копия национального удостоверения личности;

— свидетельство о малагасийском гражданстве сроком более шести месяцев;

— выписка о судимости по форме №2, выданная ответственным лицом прокуратуры;

— копия карточки избирателя или свидетельство о регистрации в списке избирателей;

— справка из налоговой инспекции об уплате налогов;

— заявление кандидата о том, что он выплатил все налоги и сборы;

— декларация обо всех ценных бумагах и недвижимом имуществе кандидата, а также об источниках доходов для их приобретения;

— свидетельство о месте жительства, подтверждающее проживание кандидата на территории Республики Мадагаскар в течение шести месяцев до срока, установленного для выдвижения кандидатур;

— подтверждение выдвижения кандидата зарегистрированной политической партией или зарегистрированной коалицией политических партий, либо свидетельство о выдвижении кандидата избираемыми должностными лицами через процедуру «фильтра»;

— заявление кандидата о готовности соблюдать положения Конституции, представленное в адрес Высшего конституционного суда;

— расписка, засвидетельствованная уполномоченным лицом фонда, подтверждающая специальный взнос для печатания бюллетеней;

— образец текста в машиночитаемом виде на электронном носителе, содержащий информацию для включения избирательный бюллетень;

— копия выписки о вкладах из декларации об имуществе для обнародования;

— заявление о намерении добросовестно соблюдать действующие положения закона о финансировании избирательных кампаний, в особенности тех, которые касаются транспарентности, борьбе с отмыванием средств и коррупцией.

Совет правительства своим постановлением определяет образцы этих документов, а также срок подачи комплекта документов кандидата. Это постановление обнародуется на старте кампании одновременно с постановлением о дате голосования. Под контролем Высшего Конституционного суда копии документов передаются в Независимое антикоррупционное бюро для проверки.

Пакет документов кандидата, составленный в двух экземплярах, вместе с описью входящих в него документов, подается в канцелярию Высшего конституционного суда представителем политической партии или коалиции, которая его выдвинула, либо доверенным лицом независимого кандидата. О сдаче пакета документов кандидата выдается расписка.

Коалиция политических партий должна выбрать собственное название, отличимое от названий других зарегистрированных партий. Представитель коалиции обязан уведомить главного секретаря Высшего конституционного суда о названии, и возможно, кратком названии коалиции, а также о списке партий, из которых она создана не позднее, чем за день до подачи пакета документов.

Отзыв кандидата после завершения срока подачи пакета документов на регистрацию не допускается. В случае отзыва кандидатуры до истечения срока подачи пакета документов, денежный взнос кандидату возмещается.

Главный секретарь Высшего конституционного суда передает пакеты документов кандидатов по мере их получения Председателю суда. Высший конституционный суд проверяет документы кандидатов на соответствие букве и духу настоящего закона. Второй экземпляр каждого пакета документов направляется Председателю Национальной независимой избирательной комиссии.

Только Высший конституционный суд решает вопрос о принятии пакета документов кандидата для регистрации, в случае, если представленный пакет документов соответствует букве и духу действующего законодательства. В противном случае суд отказывает кандидату в регистрации мотивированным решением, о котором он незамедлительно уведомляет представителя кандидата и направляет его по месту жительства кандидата.

Принятие решения о регистрации кандидата является основанием для начала его агитационной кампании. Зарегистрированный кандидат, замещающий государственную должность, обязан с момента официальной публикации списка кандидатов сложить свои полномочия, после выборов они возвращаются автоматически.

Список зарегистрированных кандидатов с подробной информацией о них должен быть сформирован в течение 5 дней с момента окончания подачи заявок и размещен для ознакомления в помещении Высшего конституционного суда.

В случае сходства сведений кандидатов, Высший конституционный суд своим решением определяет их содержание после согласования с заинтересованными сторонами.

Список зарегистрированных кандидатов и сведения о них публикуются в официальном издании Республики. Он также доводится до сведения избирателей всеми СМИ.

После опубликования списка зарегистрированных кандидатов все представители органов государственной власти и местного самоуправления, все гражданские и военные служащие, замещающие высшие государственные и военные должности, а также кандидаты на пост президента, не вправе злоупотреблять служебным положением.

Предвыборная агитация. В первом туре начинается за 30 дней до дня голосования. Во втором туре этот период начинается за 7 дней до дня голосования. В обоих случаях он заканчивается за сутки до дня голосования (день тишины).

Голосование. Избирательные участки открываются для голосования в 6 часов и закрываются в 17 часов. Голосование является личным и тайным. Избиратель не вправе голосовать по доверенности или заочно. На участке должен быть текст закона о выборах и список избирателей для ознакомления.

Государственные служащие, работники прокуратуры, сотрудники правоохранительных органов, военнослужащие, а также члены Национальной независимой избирательной комиссии или их территориальных подразделений имеют право участвовать в голосовании за пределами своего фуктана проживания, предъявив своё командировочное удостоверение или другие документы, его заменяющие, свою избирательную карту и свою национальную идентификационную карту председателю участковой избирательной комиссии местности, в которой они находятся на службе или куда временно приписаны.

Урна должна быть единообразной и прозрачной с одним отверстием, хорошо всем видна и опломбирована перед голосованием.

Если на момент закрытия избирательного участка на нем остаются не проголосовавшие избиратели, избирательный участок остается открытым, и эти избиратели вправе завершить голосование.

Голосование в первом туре проводится с использованием единого бюллетеня установленной формы. При открытии участка выбранные жребием два члена комиссии подписывают бюллетени на обратной стороне. Председатель комиссии должен удостовериться в наличии двух подписей на оборотной стороне бюллетеня единого образца в присутствии представителей кандидатов. Бюллетени, не содержащие двух подписей, считаются недействительными.

Во втором туре голосование может быть организовано с использованием одного бюллетеня, либо двух раздельных бюллетеней, изготовленных для каждого из кандидатов. Содержание и форма бюллетеней для второго тура определяется постановлением Совета правительства, по согласованию с Независимой национальной избирательной комиссии.

Национальная независимая избирательная комиссия изготавливает и передает в участковые избирательные комиссии бюллетени для голосования, и при необходимости, конверты для них.

Второй тур может пройти с использованием двух раздельных бюллетеней и конвертов. Конверты должны быть одинаковыми, непрозрачными, бумажными. Два члена участковой избирательной комиссии подписывают каждый конверт на обратной стороне при открытии избирательного участка. Конверты без двух подписей недействительны. Их число должно, как минимум, совпадать с количеством избирателей на участке, иначе голосование не начинается. Образец конверта прилагается к итоговым протоколам и отчетности участковой комиссии. Бюллетени кандидатов выкладывают на участке у входа на столе.

Перед тем, как допустить избирателя на участок, член участковой избирательной комиссии предварительно проверяет наличие или отсутствие у избирателя на руке несмываемых чернил.

Для идентификации избирателей используются национальное удостоверение личности и карта избирателя, действительное водительское удостоверение или паспорт (в случае, если избиратель есть в списке). Член избирательной комиссии обязан сверить соответствие подписи избирателя с подписью на национальном удостоверении личности.

После проверки регистрации избирателя в списке, вручают ему бюллетень (в первом туре), либо конверт для голосования (при голосовании во втором туре). Затем избиратель должен взять по одному экземпляру каждого из двух избирательных бюллетеней со стола избирательной комиссии и незамедлительно пройти в кабину для голосования. Выбор в первом туре производится проставлением отметки в бюллетене, во втором туре осуществляется путем вложения соответствующего бюллетеня в конверт. При выходе из кабины избиратель показывает председателю комиссии, что у него есть только один бюллетень (конверт). Председатель фиксирует это, не касаясь бюллетеня (конверта), а избиратель сам опускает его в избирательную урну.

Председатель не должен разрешать избирателю голосовать вне кабины или при отказе взять два избирательных бюллетеня, выложенных на столе избирательной комиссии. Избиратели, не способные по состоянию здоровья проголосовать самостоятельно, вправе обратиться за помощью к любому избирателю по своему усмотрению.

После опускания бюллетеня (конверта) в урну для голосования избиратель ставит свою подпись в реестре проголосовавших избирателей; если он не умеет писать, он оставляет отпечаток своих двух указательных пальцев с несмываемыми чернилами или любым другим подобным красителем. Член избирательной комиссии заверяет каждую подпись или отпечаток пальца избирателя в реестре. Отсутствие подписи члена комиссии не является основанием для аннулирования результатов голосования на соответствующем избирательном участке.

Факт голосования подтверждается подписью избирателя или отпечатком его пальца в реестре проголосовавших с указанием его порядкового номера в списке, фамилии, имени, даты и места рождения, происхождения избирателя, а также номера, даты и места выдачи национального удостоверения личности и точного адреса избирателя, включенного в список избирателей, и приглашения к голосованию на соответствующем избирательном участке.

Член комиссии помечает большой палец левой руки проголосовавших избирателей несмываемыми чернилами. За отказ предусмотрена уголовная ответственность (ст. 473-1 Уголовного кодекса). Факт отказа отмечается в протоколе, который затем отправляется местному прокурору. Ответственность за бездействие лежит на председателей комиссии (ст. 128 Уголовно-процессуального кодекса).

Уполномоченный представитель (партии, кандидата), аккредитованный наблюдатель или любой кандидат имеет право наблюдать за всеми процедурами голосования, подсчета конвертов и окончательного подсчета голосов на всех избирательных участках и приложить к протоколам любые замечания, протесты или возражения по процедуре до или после определения результатов голосования.

Подсчет голосов. После закрытия участка подсчет голосов производится на месте, незамедлительно, без помех и открыто. Председатель комиссии принимает все необходимые меры для незамедлительного и публичного вскрытия урны.

Члены комиссии прекращают вести учет проголосовавших избирателей в реестре и оглашают их число, затем  открывают избирательные урны для установления количества конвертов и оглашают это число. Перед вскрытием урны для голосования члены комиссии подписывают реестр избирателей, подсчитывают число всех избирателей, принявших участие в голосовании, а также проверяют соответствие количества подписей числу конвертов, выданных для голосования избирателям.

Представители кандидатов имеют право назначать своих счётчиков — членов счётной комиссии. Они располагаются непосредственно у счетного стола. Имена счётчиков предоставляются председателю комиссии за час до закрытия участка, чтобы успеть составить их список до начала подсчёта голосов. В случае если представители кандидатов не назначат своих счётчиков, то комиссия назначает из числа присутствующих избирателей достаточное количество счётчиков, умеющих читать и писать. Они располагаются за столами для подсчёта голосов в количестве не менее четырёх счётчиков на один стол. Столы для подсчёта ставят так, чтобы общественность, наблюдатели могли передвигаться вокруг, не препятствуя работе счётчиков.

Далее урна для голосования открывается, бюллетени (конверты, а также, в случае обнаружения, бюллетеней без конвертов) в урне для голосования, подсчитываются в присутствии всех членов комиссии, представителей партий и кандидатов, наблюдателей и присутствующих избирателей.

Председатель избирательной комиссии делит пачку бюллетеней (конвертов), подлежащих проверке между несколькими столами. За этими столами один из счётчиков разворачивает бюллетень (извлекает бюллетень из каждого конверта) и демонстрирует его другому счётчику. Второй громко оглашает имя, указанное в бюллетене. Два других счётчика записывают данные в (увеличенную) таблицу учета и делают отметку напротив имени кандидата в контрольных листах, предоставленных для этой цели.

В случае несоответствия между числом подписей, числом избирательных бюллетеней и бюллетеней без конвертов, найденных в урне для голосования, подсчёт возобновляется.

По завершении подсчёта счётчики подписывают ведомости и контрольные листы. Отпечатки пальцев на ведомостях не допустимы. В случае отказа счётчиков подписать ведомости, данный факт вносится в итоговый протокол. Вместе с тем, это обстоятельство не является основанием для аннулирования результатов голосования на соответствующем избирательном участке. Если в конверте обнаружится несколько бюллетеней, этот голос считается недействительным. Кроме того, считаются недействительными бюллетени (конверты):

— содержащие более одной отметки о выборе избирателя;

— содержащие нечёткую и неразборчивую отметку;

— не установленной формы;

— порванные или полностью/частично перечёркнутые;

— без подписей двух выбранных жребием членов участковой комиссии на обороте;

— на которых избиратели указали свое имя (т.е. нарушили тайну голосования);

— изъятые из урны без конверта или в несоответствующих требованиям закона конвертах;

— с внутренними или внешними отметками (знаками, надписями, т.е., если избиратель испортил бюллетень).

Аннулированные бюллетени не учитываются при общем подсчете голосов.
Недействительные бюллетени или конверты заверяются членами избирательной комиссии и прилагаются к итоговому протоколу. Также должна быть указана причина, по которой каждый из недействительных бюллетеней или конвертов был признан таковым. Если недействительные бюллетени не были приложены к протоколу, это не является основанием для отмены решений о результатах голосования на участке в той мере, какой это не позволяет усомниться в достоверности голосования.

Неиспользованные бюллетени подсчитываются отдельно. Они не учитываются при определении результатов голосования, но их число указывается в протоколе. Они прилагаются к протоколам и заверяются должностными лицами избирательного участка с указанием причины их вложения. Конверт, не содержащий бюллетеня, приравнивается неиспользованным бюллетеням.

NB(!): В случае если количество конвертов, обнаруженных в урне для голосования больше числа избирателей в реестре, необходимо вычесть наугад несколько конвертов, равных выявленному излишку. Эти факты отмечаются в протоколах, к которым прилагаются изъятые бюллетени, которые заверены подписями членов комиссии. Все это опечатывается, и визируется членами избирательной комиссии.

После окончания процедуры подсчёта голосов, председатель комиссии немедленно оглашает его  результаты и публично составляет протокол по форме, утвержденной Национальной независимой избирательной комиссией. В нём  указывают время начала и завершения голосования, все иные сведения, предусмотренные законом, а также все происшествия, которые происходили в процессе голосования. Его подписывают как минимум три члена участковой комиссии с указанием своих имён. Представители кандидатов также вправе заверить протокол. В случае их отказа в протоколе делается отметка об этом. Отсутствие подписей представителей кандидатов не является нарушением. Протокол изготавливается в нескольких экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по числу участников процедуры подсчёта. Каждый представитель кандидата и аккредитованный наблюдатель, присутствующий в момент подсчёта голосов, имеет право получить копию протокола, которая должна быть подписана как минимум двумя членами участковой комиссии.

Экземпляр протокола председатель также обязан вывесить вне помещения участка и позднее опубликовать в печати Фуктана. На следующий день после дня голосования глава Фуктана созывает общую сессию местных делегатов, чтобы огласить итоговый протокол процедуры голосования Фуктана.

Протоколы участковых избирательных комиссий каждого участка, заверенные списки избирателей, использованные бюллетени для голосования, неиспользованные и недействительные бюллетени, спорные избирательные бюллетени и, при необходимости, конверты для второго тура голосования, ведомости подсчета голосов и контрольные листы, а также удостоверения представителей кандидатов и аккредитации наблюдателей, а также возможно, изъятые при подсчете «лишние» бюллетени, надлежащим образом заверенные, помещаются и  запечатываются в бумажный пакет (мешок) председателем избирательной комиссии и визируются членами избирательной комиссии в присутствии всех, кто подписал протокол.

Отсутствие указанных в протоколах, но не приложенных к ним избирательных документов может привести к признанию результатов голосования недействительными в случае, если будет установлено, что целью было воспрепятствование достоверному установлению итогов голосования.

За месяц до дня голосования Национальная независимая избирательная комиссия коллегиально устанавливает на уровне дистрикта место размещения и состав своего структурного подразделения — Отдела учета и регистрации избирателей Национальной независимой избирательной комиссии (они публикуются). Сотрудники этого отдела учета избирателей получают единовременную выплату из госбюджета.

После подсчета голосов председатель участковой комиссии, местный представитель Национальной независимой избирательной комиссии, и глава Фуктана обязаны кратчайшей дорогой своими силами в сопровождении жандарма доставить запечатанный пакет (мешок) начальнику Отдела учета и регистрации избирателей на уровне дистрикта, единственно правомочному вскрыть его в присутствии сотрудников своего Отдела. Аккредитованные наблюдатели и представители кандидатов вправе участвовать в процессе их доставки. По мере поступления мешков, Отдел обязан незамедлительно и открыто с привлечением представителей кандидатов, приступить к сведению данных, содержащихся в избирательных документах. Сотрудники Отдела обязаны проверить:

— достоверность содержимого запечатанных мешков из участковых комиссий;
— правильность различных расчетов, проведённых участковой комиссией;
— бюллетени, признанные неиспользованными и недействительными в участковой комиссии;
— спорные бюллетени.

Отдел, будучи не вправе исправлять или корректировать результаты, обязан составить протокол об итогах голосования, указывая в нем все ошибки или нарушения процедур подсчета на избирательном участке. В случае выявления серьезных нарушений, из-за которых документы с одного или нескольких избирательных участков не были направлены в Отдел в течение 5 дней, результаты выборов на этих участках признают недействительными.

Затем, не позднее суток с момента получения последнего мешка с документами из участка, либо с момента составления протокола о недействительности результатов выборов на участке, Отдел направляет в запечатанном конверте в Независимую национальную избирательную комиссию все избирательные документы, прилагая итоговые протоколы и сводные таблицы. Один экземпляр этого пакета документов также направляется в Высший конституционный суд.

Затем в течение 7 дней Национальная независимая избирательная комиссия устанавливает и публикует предварительные результаты голосования. В случае оспаривания предварительных данных со стороны кандидатов, председатель Национальной независимой избирательной комиссии немедленно передает все спорные документы в Высший конституционный суд.

Не позднее 9 дней после публикации предварительных итогов Высший конституционный суд официально объявляет окончательные результаты, оглашая в открытом заседании:

— общее количество зарегистрированных избирателей;

— общее число принявших участие в голосовании избирателей;

— количество неиспользованных и недействительных бюллетеней;

— общее количество поданных голосов;

— количество голосов, поданных за каждого кандидата.

Именно Высший конституционный суд определяет победителя в первом туре выборов, либо имена двух кандидатов, прошедших во второй тур. В случае равного результата кандидатов во втором туре президентом признается тот, кто старше по возрасту (NB!).

Только Высший конституционный суд вправе рассматривать любые споры на любой стадии избирательного процесса и признать итоги полностью или в части недействительными. Суд вправе без жалоб сторон по собственной инициативе рассмотреть факты вероятных нарушений. Обжаловать процесс и результаты выборов на своем участке вправе любой кандидат, его представитель, наблюдатель, а также любой избиратель, зарегистрированный должным образом в списке избирателей и участвовавший в голосовании.

Уголовная и административная ответственность: штраф до 4 млн. ариари предусмотрен за подложную регистрацию в списке избирателей или мошенничество с данными списка.

Источник: CIS-EMO

Оставить комментарий